Зачем Дальнему Востоку макрорегионы?

Зачем Дальнему Востоку макрорегионы?

Экономика 26 ноября 2021 Яна Бондарь

Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков выступил с концепцией деления Дальнего Востока по социально-экономическим и географическим показателям. Он предложил разделить федеральный округ на четыре территории: забайкальскую, приграничную, островную и северную. «Октагон.Восток» обсудил эту историю с экспертами. С одной стороны, предложение Минвостокразвития в духе всей территориальной политики Правительства, где давно идут разговоры об укрупнении регионов. С другой – пока это выглядит как очередная попытка подменить реальные проекты прожектёрством.

«Мы обнаружили, что Дальний Восток ярко разделён на четыре территории. В стратегическом планировании мы выделили эти четыре территории, для каждой разрабатываем собственный план, собственную стратегию развития с учётом именно особенностей экономики, расселения, инфраструктуры, социальной сферы, окружения именно этих четырёх территорий», – заявил Чекунков на заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации.

В сознании большинства россиян, по словам министра, Дальний Восток существует как монолитное понятие. Долгие годы такой принцип использовался и при разработке программ для развития региона. Теперь Минвостокразвития предложило этот подход изменить.

К первому макрорегиону предлагают относить Бурятию и Забайкалье, здесь проживает 25 процентов населения ДФО. Как отметил Алексей Чекунков, макрорегион обладает богатейшими недрами: медь, золото, уран, и это нельзя игнорировать.

«Там богатейшие недра – когда смотришь на совокупные запасы Бурятии и Забайкалья, позавидует любая страна. По факту это депрессивные территории. Для этих территорий ключевые направления прорыва – добыть и продать всё, что разведано», – заявил министр.

Второй макрорегион может включить Приморье, Хабаровск, Амурскую область и Еврейскую автономную область. Здесь проживает до 50 процентов населения всего округа, и акцент предлагается сделать на развитии туризма, сельского хозяйства, газопереработки, создании городских агломераций.

Случайный камчатский краб на рыболовном сейнере «Ураганный» во время лова минтая в заливе Петра Великого.Случайный камчатский краб на рыболовном сейнере «Ураганный» во время лова минтая в заливе Петра Великого.Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

К островной макротерритории отнесли Камчатку и Сахалин, где проживает всего 10 процентов населения Дальнего Востока. На территории производится четверть ВРП благодаря энергетическим проектам Сахалина, добывается 70 процентов российских водных биологических ресурсов. Министр подчеркнул, что здесь имеется высокий потенциал для развития туризма.

В четвёртую, северную макротерриторию включили Якутию, Магаданскую область и Чукотку – вместе они составляют больше половины территории округа, при этом численность населения не превышает 15 процентов всего ДФО. Её развитие связано с освоением недр и развитием Северного морского пути.

Макрорегиональные KPI

Политолог Илья Гращенков отметил, что разделение Дальнего Востока на макрорегионы – логичное продолжение программы пространственного развития экономики, которую продвигает премьер-министр Михаил Мишустин. В Правительстве продолжаются разговоры об укрупнении регионов.

Процесс этот стартовал ещё в начале нулевых. Тогда были объединены несколько граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов. Так в итоге появились Забайкальский, Пермский, Красноярский, Камчатский края и другие.

– Изначально такая реформа оправдывается экономией на госаппарате. Но, помимо этого, «пространственное развитие» удобнее осуществлять в рамках крупных территорий, – говорит Гращенков.

«В то же время страна управляется исходя из каких-то цифр и подсчётов, и, например, рейтинг, который смешивает весь Дальний Восток, будет нерелевантным. Нужно исходить из территорий, возможностей и количества населения».

Илья Гращенков | директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков
директор Центра развития региональной политики

Эксперт подчёркивает, что регионы Дальнего Востока и раньше взаимодействовали между собой именно по такому принципу деления, который озвучил Чекунков. Например, Еврейская автономная область считается практически одним из районов Хабаровского края и территориально, и по экономической зависимости.

– Деление на макрорегионы как-то всё уравновешивает, но люди не заметят разницы – им должно быть всё равно на любое территориальное деление. Логика будет заключаться в том, что когда директивы приходят, то чиновникам проще работать в рамках макрорегионов. Здесь рационализация управленческих подходов, сложившихся в мишустинской парадигме, когда рулит какой-нибудь рейтинг инвестиционной привлекательности, – заключил политолог.

Продать образ будущего

Глава Политической экспертной группы Константин Калачёв считает: сколько бы ни говорили про развитие Дальнего Востока, люди уезжают отсюда и социальное самочувствие в федеральном округе ниже среднего. Он отмечает, что деление Дальнего Востока на макрорегионы, возможно, улучшит межрегиональное сотрудничество, но пока всё это выглядит «как кампанейщина и очередные потёмкинские деревни».

– Есть ощущение, что это очередной мыльный пузырь и попытка продать образ будущего, которого на самом деле нет. Регионам Дальнего Востока просто нужно было дать больше реальных проектов. Да, есть инфраструктурные проекты, но они осуществляются без диалога с обществом. Например, у Якутии есть нефть, алмазы и золото, но все головные офисы в Москве, и из-за этого люди чувствуют себя полуколонией, потому что деньги выкачиваются в столицу, – говорит эксперт.

По мнению Константина Калачёва, предложение Минвостокразвития озвучено только для того, чтобы «оправдать своё существование и оттянуть время». Он подчеркнул, что приоритеты, которые назвал глава министерства, были известны и без деления на макрорегионы.

– Мы будто бы не знали, что для Приморья и Владивостока важны торговые связи с Азией или, например, про важность Северного морского пути для Якутии. Давайте следующий год потратим на разработку плана для макрорегионов, а потом ещё несколько лет – на его корректировку, – заявил собеседник издания.

Как добавил Калачёв, прежде чем говорить о каких-либо стратегиях развития и проектах, необходимо узнать, что реально нужно людям, живущим на Дальнем Востоке.

– Надо исходить из интересов жителей этой территории и от них отталкиваться. Не зря же богатейшая территория округа – Якутия – устроила протестное голосование и поддержала коммунистов.