Из Госдумы – в международный розыск

Из Госдумы – в международный розыск

Политика 26 ноября 2021 Анастасия Ярошенко Яна Бондарь

В пятницу, 26 ноября, приморская прокуратура и региональный следком практически синхронно выпустили релизы об объявлении бывшего депутата Госдумы от Приморья Сергея Сопчука в международный розыск. Его обвиняют в незаконном предпринимательстве и отмывании денежных средств. Уголовное дело связано с золотодобывающей компанией семьи экс-депутата, активы которой ранее уже обернули в доход государства. Собеседники «Октагон.Восток» указывают на политическую сторону дела и называют его сигналом для всех местных элит.

Шёл не за деньгами

Сергей Сопчук начинал свою политическую карьеру в Приморском крае. С 1990 года был районным депутатом, а позже – депутатом краевого заксобрания. Формально никаким бизнесом Сопчук не владел, но на деле именно предпринимательство позволяло ему жить на широкую ногу. В крае активно обсуждалась история, когда в 2007-м он стал первым вице-губернатором региона и купил сразу три внедорожника марки Lexus. Позже гараж народного избранника пополнился BMW 7-й серии и Mercedes S600, общая стоимость которых превышает 20 млн рублей. Были ещё автомобили премиум-класса, на которых Сопчук ездил сам, а украшал их номерами серии МОО, используемыми только структурами УВД и МЧС.

Сергей Сопчук известен в регионе и как крупный домовладелец.

В Чехии у него есть квартира стоимостью около 50 млн рублей, а в Москве две квартиры: одна с видом на Кремль, другая в легендарном Доме писателей в Лаврушинском переулке, прямо напротив старого корпуса Третьяковской галереи.

В надзорных органах не исключают, что часть недвижимости и автомобилей записана на родственников.

Как ранее комментировала Vl.ru политический обозреватель Ольга Кишаковская, по региональным масштабам Спчук был благополучным человеком и никогда этого не скрывал: «За всю его политическую карьеру никому и в голову не приходило обвинять его в получении взяток, откатов или чего-то подобного. Все понимали и понимают, что он в политику всегда шёл не за деньгами».

Позабытое месторождение

Большинство месторождений в Приморье забросили ещё в советское время за невыгодностью. Тогда здесь на долгие годы прекратили геологоразведку, пока на золотоносные участки в Тернейском районе не пришли Сергей Сопчук и Василий Усольцев, бывший депутат Госдумы и первый вице-губернатор Приморья. Оба не могли законно заниматься бизнесом.

Так как депутатам запрещено заниматься бизнесом, Сопчук вкладывался в золотодобычу через подконтрольные ему предприятия, а став основным владельцем ООО (99,73 процента), передал акции своей сестре Людмиле Стуковой.

На неё же записана фирма «Речной пункт пропуска Нижнеленинское», которая в год зарабатывает не менее 70 млн рублей.

Были проведены геологоразведочные работы. В результате организация «Терней Золото» получила право добывать и реализовывать золото и серебро общей стоимостью 38,5 млрд рублей. Но как только бизнесмены вышли в сверхприбыль, средства забрали в бюджет России по решению Замоскворецкого районного суда по иску Генпрокуратуры.

Разбирательства привели к тому, что подсудимый вице-губернатор Усольцев полностью признал свою вину, заключил с прокуратурой досудебное соглашение о сотрудничестве. В результате Дальнегорский райсуд приговорил экс-чиновника к двум годам лишения свободы условно и штрафу в размере 500 тыс. рублей.

Бывший депутат Госдумы и первый вице-губернатор Приморья Василий Усольцев не мог заниматься предпринимательством.Бывший депутат Госдумы и первый вице-губернатор Приморья Василий Усольцев не мог заниматься предпринимательством.Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Затем добрались и до Сопчука. Зарплатный счёт народного избранника был арестован, чтобы обратить в доход государства доли в предприятии «Терней Золото» по иску Генеральной прокуратуры РФ. А 26 ноября объявили об уголовном деле в отношении депутата.

«По версии следствия, фигурант, замещая государственную должность Российской Федерации, занимался коммерческой деятельностью в ряде подконтрольных ему организаций, а также участвовал в финансовой деятельности крупного рудодобывающего предприятия, которому через аффилированных физических и юридических лиц предоставил денежные средства под видом займов на общую сумму более 1 млрд рублей», – говорится в сообщении приморской прокуратуры.

Суд с учётом позиции прокурора удовлетворил ходатайство следствия и избрал обвиняемому меру пресечения в виде заключения под стражу.

Системность не спасла

Несколько собеседников «Октагон.Восток» назвали дело Сопчука политическим. Шероховатости во взаимоотношениях семьи депутата и правоохранительных органов наметились в 2020 году, во время судов по делу экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарёва, на сторону которого и встал Сопчук, неоднократно высказываясь в его защиту в соцсетях.

Но самую серьёзную ошибку совершила его супруга, судья Рона Сопчук. Во время одного из судебных заседаний замначальника Генпрокуратуры Сергей Бочкарёв обвинил Сопчука в шантаже.

Об этом узнала супруга экс-депутата, работавшая в этом же здании, и в перерыве подошла к прокурору, подарила ему цветы и поздравила с Международным женским днём.

Этот инфоповод превратился в громкие заголовки на страницах местных СМИ.

– На протяжении длительного времени представители многих приморских политических элит успешно совмещали активную коммерческую деятельность с деятельностью политической. Мол, да, человек нарушает, но идёт по правильному политическому пути, – комментирует руководитель центра социально-политических технологий «Пиар-Политолог» Александр Огневский.

Он отмечает, что иностранные активы уже несколько лет являются угрозой для политиков разного уровня, однако Сопчука правоохранители заметили только сейчас.

– Удивительно, что история с компанией «Терней Золото» произошла ещё в 2011 году, а только 10 лет спустя появилось дело. Возникает вопрос: если на протяжении 10 лет об этом знали, то почему не предпринималось никаких действий, чтобы это остановить? Также в деле фигурирует некая гонконгская компания, к деятельности которой якобы имеет отношение Сопчук. Тема с иностранными активами лет пять является токсичной. Целый депутат Госдумы благополучно продолжал иметь отношение к зарубежным активам? Странная ситуация, – продолжает эксперт.

На протяжении 10 лет компания «Терней Золото» вела активную коммерческую деятельность.На протяжении 10 лет компания «Терней Золото» вела активную коммерческую деятельность.Фото: Евгений Епанчинцев/РИА Новости

Другой собеседник «Октагон.Восток», известный в крае политический эксперт, который не захотел называть своё имя, отмечает, что Сопчук всегда демонстрировал системность и договороспособность.

– Дело не имеет прямого отношения к инкриминируемым ему деяниям. По этим формулировкам можно предъявить обвинение многим дальневосточным губернаторам, очень многим региональным депутатам, ныне действующим депутатам Госдумы. Для системы это очень опасное явление. Потому что абсолютно все, кто знает Сопчука, отмечают его системность. Он всегда был подчёркнуто системным политиком. Это видно и по этой партийной деятельности, где он был максимально эффективен. Он и у избирателей пользовался популярностью, всегда шёл по одномандатным округам и одерживал убедительную победу. Даже политические оппоненты о нём высказывались уважительно. Его фамилия в числе первых звучала, когда обсуждали возможные кандидатуры на пост губернатора Приморья. Всё это – портрет эффективного регионального политика, – говорит собеседник «Октагон.Восток».

«Столь резкая смена отношения к нему со стороны системы выглядит поучительно. Национальная пословица “От сумы и тюрьмы не зарекайся”».

Александр Огневский | руководитель центра социально-политических технологий «Пиар-Политолог» Александр Огневский
руководитель центра социально-политических технологий «Пиар-Политолог»

По словам Александра Огневского, в регионе дело Сопчука многие прочтут как сигнал для политических элит о том, что «правильная» политическая активность не является гарантом того, что завтра к успешному в бизнесе депутату не приедет с неудобными вопросами следователь или оперативник. Акценты политической деятельности сместились: одной лояльности теперь мало.

Владивосток